«СтудФонд» сформирует рекомендации по взаимодействию НКО с детскими домами

пятница, 17 августа, 2018 - 12:26

Фонд социальной помощи студентам «СтудФонд» совместно с экспертами предложит региональным парламентам вариант регламента о взаимодействии некоммерческих организаций с детскими домами.  Документ выступит в качестве рекомендации, где будет прописана необходимость обучения волонтеров для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Данное заявление прозвучало во время тематического круглого стола, прошедшего 16 августа в ДК «Трехгорка».

Участники мероприятия

Общественные обсуждения данного вопроса проводились с привлечением экспертов. В Москве участниками круглого стола стали: и. о. руководителя Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» Рамиль Агрусев, специалист по связям с общественностью «СтудФонда» Татьяна Тюрина, заместитель директора ГБУ города Москвы «Мосволонтер» Инна Ширшова, заместитель директора ГКУ ЦССВ «Кунцевский» Светлана Матей, начальник отдела методического сопровождения деятельности организаций для детей-сирот ГБУ Городской научно-практический центр по защите прав детей «Детство» Наталья Макарьева, директор ГКОУ СКОШИ № 2 Павел Суворов, директор ГБУ ЦССВ «Берег надежды» Надежда Хрыкина, административный директор Благотворительного фонда помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» Елена Лесина, президент Фонда помощи детям-сиротам «Солнечный круг» Ираида Бахмина, эксперт ГБУ Городской научно-практический центр по защите прав детей «Детство» Людмила Грачёва, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Елена Романенко и директор ГБУ ЦССВ «Алые паруса» Наталья Макарова.

Распространение Регламента по взаимодействию НКО с домами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В ходе круглого стола и. о. руководителя «СтудФонда» Рамиль Агрусев отметил, что с 2015 года в Москве успешно реализуется Регламент по взаимодействию НКО с домами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако аналогичные акты существуют далеко не во всех регионах России. Рамиль Агрусев предложил экспертам рассмотреть возможность распространения данного опыта на другие регионы страны.

«Практику взаимодействия НКО с детскими домами мы бы хотели применять и в других регионах РФ, чтобы выстраивать эффективную, продуктивную, полезную общественную работу», – заявил Агрусев.

Инициатива нашла поддержку со стороны экспертов, принимающих непосредственное участие в процессе взаимодействия некоммерческих организаций с детскими домами и другими учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом ряд спикеров обратили внимание на то, что для успешной работы Регламента в регионах необходимо вносить в него корректировки, соответствующие специфике каждого субъекта.

Как отметила Елена Лесина, в Москве с 2016 года оценка подобных учреждений проводится в присутствии представителей НКО, а также распространена практика ежемесячных Дней открытых дверей. В регионах, по ее словам, ситуация обстоит иначе.

Обучение волонтеров НКО

Важной темой для обсуждения стала необходимость обучения волонтеров, которые хотят работать с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас при многих учреждениях существуют Школы приемного родителя, которые дают необходимые знания, но, по мнению экспертов, необходимо также продумать специальные курсы для волонтеров, причем с учетом индивидуальных особенностей разных детских учреждений и их воспитанников.

«Для того чтобы быть полезными, надо обладать определенными знаниями, специальной подготовкой. Волонтеры должны стать помощниками, важно не навредить», – прокомментировала Наталья Макарьева.

Эксперты предупредили активистов «СтудФонда» об особенностях работы с воспитанниками детских домов. Во-первых, необходимо просчитать свои планы хотя бы на год вперед. Единоразовые акции общения с детьми могут ранить их. Во-вторых, нужно быть психологически готовым к тому, что результат отсрочен во времени. Работа с трудными детьми, которые имеют проблемы со здоровьем или психологическую травму, – это длительный процесс, требующий душевных затрат. В-третьих, во всем нужно знать меру в общении с детьми и нельзя требовать от детских домов излишней готовности к взаимодействию с волонтерами.

И. о. руководителя Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» Рамиль Агрусев:

– Большинство волонтеров – это студенты вузов, которые могли бы стать положительным примером для воспитанников детских домов. Благодаря небольшой разнице в возрасте наших активистов и воспитанников, мы имеем возможность выстраивать «горизонтальные» отношения, показывать детям образцы поведения.

На круглом столе мы обсудили действительно важные моменты взаимодействия волонтеров и учреждений для детей-сирот. Как справедливо отметили эксперты, не всегда волонтер, стремящийся помогать детскому дому и работать с воспитанниками, готов оказывать эту помощь качественно. Не говоря о состоянии здоровья волонтера и наличии у него медицинской книжки, многим не хватает элементарных навыков и психологического настроя для эффективного взаимодействия с детьми, что в дальнейшем сказывается на их [детей] социализации.

Сегодня мы обозначили ключевые точки, над которыми предстоит работать. До конца сентября «СтудФонд» совместно с экспертной группой проработает программу для подготовки волонтеров к работе в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также будет сформирован проект документа, регламентирующего отношения такого рода учреждений с НКО. В основу документа ляжет Регламент, действующий на территории Москвы.

По итогам оба документа будут отправлены для рассмотрения в региональные парламенты десяти пилотных регионов, таких как Московская, Кировская, Омская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, Республика Коми, Республика Алтай, Республика Татарстан. Мы убеждены, что правила работы волонтеров с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, должны быть закреплены на законодательном уровне.

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 127